Сергей Кара-Мурза “о размежевании старых и новых русских”

Обществовед, доктор химических наук, генеральный директор Центра проблемного анализа Сергей Георгиевич Кара-Мурза в данном видео обращении затрагивает тему конфронтации внутри русского общества.


Здравствуйте! В прошлый раз мы представили беседу, в которой выдвинули новые идеи. Большинство нашего населения, которое по установкам, по их поведению, идеалам желаемого способа жизни можно назвать “старыми русскими”. Мы предложили, что эти “старые русские”, которые уже 25 лет всё время жалуются на то, что жизнь идёт не так, как хочется. И власть, и новая элита тянут Россию не туда, куда нам кажется она должна идти. 25 лет таких жалоб и попыток объясниться с этими “новыми русскими” никакого результата не дают. Они не хотят этого разговора, они отталкивают – иногда грубо, иногда вежливо. Диалога не получается.

Мы думаем, что нам нужно, во-первых, собраться внутри себя, обдумать и обговорить сложившуюся ситуацию. Для этого нам нужно иметь своё пространство, где мы не споры бы вели с оппонентами, а как в общине договаривались бы о том, как ей надо жить, как поступать в этой ситуации. Идея в том, чтобы не пытаться соединиться/вторгнуться в эту общность и не позволять им вторгаться в наши мысли и разговоры. У многих народов были такие периоды, когда раскол превращался в “мягкий развод” – “давай на время поживём разными домами”.

Почему пришли к этому выводу? В какой-то мере об этом думалось и раньше, но события на Украине, где у двух типов украинцев оказались несовместимыми жизненные установки, начался тяжёлый конфликт, который неизвестно как кончится. Почему у нас такое размежевание стало неизбежным? Во-первых, в ходе “перестройки” и в 90-е годы произошла дезинтеграция нашего общества и народа. То есть эта система распалась. Главные общности, с которых было собрано советское общество, были рассыпаны. На арену вышла совершенно новая общность, которую мы условно назвали “новые русские”. Она как раз была хорошо организована, и овладела рычагами власти, экономики и культуры. Она стала правящим “слоем”, который определяет всю нашу жизнь. Однако опыт последних 25 лет показал, что эта общность не может стать правящей силой. Она не может держать страну, народ, культуру – и всё это деградирует.

Второй тезис. Должны организоваться и стать политической силой общности “старых русских”, но только с обновлённой мировоззренческой основой, так как мир за 25 лет изменился, пришли новые поколения. Требуется освоить новые знания и создать нашу новую внутреннюю информационную систему, чтобы в неё не влезли и не срывали наш разговор, который будет очень сложный. Сейчас общности “старых русских” подавлены. Они разошлись, разбежались по убежищам, чтобы сохранить свои ценности, свою память, чтобы передать свои представления детям. Их не видно, они как будто и голоса не имеют. Если удастся наши общности в обновлённом виде опять собрать, и их связать в большое сообщество, то структура нашего общества целого станет жизнеспособной и даст шансы стране, в целом – устоять против вызовов и угроз современного кризиса мировой цивилизации и нашего специфического российского кризиса. Без этого мы из него не выйдем, и все “шишки” кризиса будут сыпаться на нас. Об этом говорят ведущие исследователи общества, в том числе и за рубежом…

Со времён “перестройки” со стороны “старых русских” делалось много попыток начать диалог с новой элитой и найти какой-то приемлемый компромисс, хотя бы для того, чтобы сохранить структуру техносферы, культуры – то есть те структуры, которые очевидно необходимы для всего населения, включая “новых русских”. Если бы это удалось, то реинтеграция общества пошла бы по пути общественных договоров. На наш взгляд, это был бы разумный и выгодный выход из конфликта, который возник в 90-е годы. Но этого не вышло, не получилось даже диалога. Они чувствуют себя победителями, и поэтому считают это глупо, отвергают всякий диалог.

Даже на Западе удивляются, почему наша новая элита так себя ведёт, когда они смотрят чуть-чуть дальше своего носа, ведь перспектива такого раскола – деградация всех, включая этих “победителей”. Де-факто эта общность взяла курс на конфронтацию с трудящимися, причём жёсткую. Для любого нормального предпринимателя это кажется невероятным – конфронтация с партнёром. Более того, была начата массированная дискредитация практически всех систем жизнеустройства, которые были созданы в советское время, а также тех людей, которые эти системы проектировали, создавали, защищали. Идти на такую дискредитацию этих систем и людей – тоже необычное поведение.Поэтому бесполезно пытаться как-то вразумить, что-то доказать.

После ликвидации СССР большинство населения не имело ни организации, ни навыков для борьбы, поэтому оно было подвержено дискриминации в формах, которые существовали только в эпоху дикого капитализма или криминального. Мы обязаны собраться для того, чтобы ограничить действие этой общности (“новые “русские”), потому что иначе этот кризис/конфликт будет развиваться, рано или поздно он приведёт к самым тяжёлым последствиям. Прочитайте подборку социологических исследований в России…

“Мнение”. Сергей Кара-Мурза “о размежевании старых и новых русских”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.